К истокам

Аватар: преклонение перед ничем. Бонус-пак: Рецензия на «Район №9

Друзья мои, сегодня будет необычная рецензия. Осенью теперь уже прошлого года я посмотрел «Район №9» и очень долго собирался с мыслями относительно рецензии на эту картину. Теперь я понимаю — это Вселенская Энергия меня останавливала. Я должен был дождаться «Аватара». В конце декабря я сходил на премьеру и этого фильма. Влияние данных двух творений на мировую киноиндустрию, по-моему, жутко недооценено. Это «по-моему» я попытаюсь объяснить в следующих десяти абзацах. А начну с «Аватара».

АватарДля начала скажу вот что. «Аватар» — это, несомненно, лучший фильм 2009 года. Для кого-то, наверное, это и лучший фильм пятилетия. Что позволяет называть его таким? Самое главное достоинство «Аватара» — это его эпичность. Это фильм уровня «Властелин колец», «Апокалипто», «Пираты карибского моря» и прочих великих приключенческих кинотворений. Вероятно, фильм побьёт 1,8-миллиарднобаксовый рекорд Кэмероновского же «Титаника», который был снят аж в 97-м году. А теперь, ребятишки, давайте поговорим о всяких разных войнушках, которые развязались вокруг «Аватара».

«Пандора такая красивая! Это рай! Не то, что наша Земля!»
Я увидел качественную красивую картинку из Новой Зеландии, там же снимали и «Властелина колец». А ещё — обилие разной компьютерной графики, которая профессионально вплетена в чисто земное, предполагаю, что новозеландское происхождение и понимание природы Пандоры. Ахи и обмороки зрителей по поводу «красоты» мира свидетельствуют о том, что народ либо очень соскучился по фильмам, где большое внимание уделяется природному антуражу, либо просто тронулся умом. Подобные красоты есть в любом качественном фильме про динозавров, индейцев, властелинов колец и прочих солдатов неудачи. Все вот эти разговоры свидетельствуют о том, что народ ещё соскучился по той самой эпичности. То есть природа, спецэффекты, эпичность в сумме дают «ах, как я хочу туда!». Разумеется, есть какие-то фишки, которые режиссёр просто обязан был воплотить. Это летающие островки (на чём они стоят, или за счёт чего они парят, интересно мне знать, учитывая вроде бы вполне нормальную силу тяготения Пандоры?), немного зверюшек, На’Ви и… и, собственно, всё. А! Ещё такое дерево большое-пребольшое, плюс дерево поменьше с эффектом подсветки, которое для На’Ви является святым и способно переселять души в аватаров и обратно и излечивать.

«Хочу быть На’Ви»
Есть такой слух, пущенный людьми неглупыми, но весьма циничными. Мол, немало зрителей говорили: «Хочу быть На’Ви, они лучше людей». Чтобы хотеть быть На’Ви, вероятно, надо быть жидким лузером, обиженным жизнью и с хреновым несексуальным телом, а также люто ненавидеть людскую природу, и при этом иметь фетиш, образ сверхчеловека в виде синего трёхметрового вытянутого уродца с косичкой. Сомневаюсь, что настолько сумасшедшие и неудачливые люди есть среди читателей. Но, например, можно не хотеть быть На’Ви, а просто ими восторгаться. И тут тоже возникает ряд вопросов. Ребят, помимо чисто физической непривлекательности, у этих инопланетных товарищей тоже не всё в порядке с нравами и характером, в общем-то. Вы поглядите, как встречает морпеха Джейка национальный лидер На’Ви в лице молодого воина! Презрение, грубость, издевательство, и всё остальное, что свойственно землянам. На’Ви — это и есть люди, но отказавшиеся от прогресса. Они не захотели биотуалеты, машины и интернет. У них вместо этого есть косички, которыми можно связываться с соответсвующими волокнами на маленьком святым деревцем или с различными видами животных. Я бы не хотел жить с косичкой и луком, но без интернета, компьютера, машины, работы и просмотра кино. Даже если кино — бездуховный «Аватар».

В интервью «Русскому репортёру» перед показом картины режиссёр Джеймс Кэмерон самонадеянно заявил: «Когда мы смотрим «Аватар», мы хотим быть как прекрасные На’ви — такие грациозные, такие свободные, они живут в единении с природой, уважают ее. Хотим быть такими — ну и ничего страшного! На’ви — это часть нас«. И для полноты картины, чтобы зрители и правда влюбились в На’Ви, старичок Джеймс Кэмерон добавляет сцену фактического расстрела туземцев с луками землянами на боевых вертолётах. И, вы знаете, лично от меня режиссёр не добился сострадания и хотения быть синим долговязым. Сцена-то, на самом деле, должна пробивать на слезу — а нет, не пробивает. И тут мы плавно подходим к теме спецэффектов.

«Спецэффекты рулят»
Бесспорно, это не только то, что сделало картину, но и то, что показывает тупиковость именно такого пути развития кино. Вот возьмём ту же сцену с расстрелом реальными землянами большого дерева и На’Ви с луками. Почему не переживается? Потому что на одном экране — реальные люди и компьютерно-мультяшные псевдолюди-уродцы. Чтобы переживать этим синим аборигенам, аборигены должны быть живые. По-моему, когда ракета попадала рядом с На’Ви, они не падать должны были, а распадаться на «квадратики», как при глюках в компьютерной игре. У них нет настоящих эмоций, в них нет жизни, как бы натужно Кэмерон не лепил из них одушевлённые предметы, уважающие природу. То, что выдают «синенькие» — это не мимика, это набор пластичных движений пикселизированных моделей. Кэмерону в будущих частях «Аватара» стоило бы привести своих На’Ви на уроки актёрского мастерства к пришельцам из «Район №9».

Живое-неживое
Всё дело в том, что чем больше прибыль от производства таких лент, тем большее значение будет иметь приглашение не живых раскрученных актёров с раздутыми гонорарами, а компьютерных бакланов, которые выполнят всё, что скажет режиссёр, и не попросят ни отдельного пятизвёздочного трейлера с джакузи, ни перерыва в съёмках. Ну, и команда послушных невыдающихся актёров будет рядом где-то бегать. Правильно это? Сам же «Аватар» и доказал, что нет. Это разжижение мозгов людей, отучивание их сопереживанию актёрской игре (а взамен подсовывается компьютерная недоигра). Зрителям остаётся пространство для манёвра только в виде «вау». Посмотрите, как красиво падает дерево! (Зрители: «Вау!»). А зацените, как умеет летать Турук-макто! (Зрители: «Вау!»). К примеру, в «Крепком орешке 4» много взрывов и бадабумов. Но ведь там есть старикан Брюс Уиллис, который даёт фильму то, за что и любят экшены-фантастики — Героя в лице себя, разумеется. В «Аватаре» же к живым актёрам можно отнести не Сэма Уортингтона (Джейк Салли), не Сигурни Уивер, а Стивена Лэнга, сыгравшего «кроважадного» полковника Майлса Кворича. Остальные, такое ощущение, были сняты просто скрытой камерой во время негенеральной, предварительной такой репетиции, когда и напрягаться-то особо не хотелось.

А вот теперь, господа, давайте поближе перейдём к достоинствам «Района №9». Этот фильм, кстати, также вполне может претендовать на «Оскар», почему нет. Ему не хватает эпичности «Аватара», но зато во сто крат больше других вкусностей и заслуг перед мировым кино. И у того, и у другого фильма наполненность одна — земляне злы по природе, они хотят качать ресурсы и ксенофобить бедняг-инопланетяшек. Рано или поздно люди переходят к активным действиям, и тогда внеземных уродцам не здоровится. В случае с «Аватаром» — синим долговязым, в «Район №9» — чуть менее чем полностью высоким крабовидным, живущим на Земле-матушке в резервации в ЮАР по причине зависшего и потерявшего движок корабля.

Шарлто КоплиЧуть выше я затронул тему актёрской игры. Так чем трогает «Район №9» Нила Бломкампа? В главной роли потрясающе, совершенно умопомрачительно сыграл свою роль чиновника Вайкуса, посланного выдворять инопланетян в другое место обитания, друг детства режиссёра, господин Шарлто Копли. Это его дебютная роль в кино, если не считать короткометражки, которую снял так же Бломкамп, и благодаря которой, собственно, и существует «Район». И этот самый Копли в одиночку уделывает всю команду «Аватара». Вот так, не больше, не меньше. Так, как чувак вложился в свой первый фильм, и должны были вкладываться те, которые снимались в кино с десятикратно большим бюджетом. Но не вложились. Почему? Они, труппа «Аватара», просто хреновые актёры, посредственности? Или в зелёном фоне вместо декораций играть, так, как играется «в натуре», невозможно? Но те сцены, где Уивер и Уортингтон появляются сами по себе, сняты в по-настоящему созданных декорациях.

На мой взгляд, причина следующая. Актёры перестают играть тогда, когда чувствуют, что они — говно, а главное — компьютер с его технологиями. От фильма «Аватар» веет пренебрежением к человеческому кино, и веет сталью вымышленных и отрисованных компьютерными дизайнерами сцен. В «Район №9», напротив, прёт человечностью. Он ведь тоже стал сверхуспешным с финансовой точки зрения, собрав 200 с лишним лимонов зелени и обеспечив фильму 800% прибыли. И в этой связи интересно, что случится с теми деньгами, которые дали Бломкампу на вторую часть — «Район №10» — пойдёт ли он по пути Кэмерона в сторону бадабумизации и спецэффектизации процесса, или это будет лишь приложением к настоящей сути кино. И что сделает Кэмерон из «Аватар 2» (будут сняты ещё две части)? Заставит ли он актёров играть? В изменения настроя Кэмерона я не верю. А вот Бломкамп — совсем молодой, 30-летний режиссёр, и вдвойне любопытно, как он будет развиваться после такого успеха. Впрочем, и актёр Копли, интересно, как сыграет третью свою большую роль (до продолжения «Района» на экраны выйдет «Команда «А»» с ним же в главной роли).

Подытоживая, лично я за то, чтобы кино оставалось кино, а не превращалось в компьютерный мультик с На’Ви-уродцами без живых актёров. Вот когда технологии дойдут до того, чтобы создавать актёров при помощи компьютера вообще неотличимых от настоящих… Это, кстати, тема для отдельной заметки.

Да, и ещё, друзья. Только из уважения к вам не писал особо про сюжет. И «Аватар», и «Район №9» заслуживают того, чтобы вы пережили эти фильмы сами. Рассказывать о них много — значит, портить впечатление. Особенно о «Районе». Бесподобное творение, но не эпик. Вообще, я за то, чтобы Копли дали Оскара как актёру, Бломкампу — за режиссёрство, а «Аватар» пусть набирает всякие плюшки в «Фильмах года», «Операторской работе» и прочем.

За фотки спасибо сайту kinopoisk.ru.

P.S. Порой так трудно выбрать, где провести отпуск. Так чего думать? Почитайте блог о туризме, верное решение само появится. Там заметки о различных странах и фишках, которые в них происходят.


Суббота, 9 Январь, 2010, 3:42
Рубрики: Фильмы
Комментироваие и пингование закрыты.

32 комментария на «Аватар: преклонение перед ничем. Бонус-пак: Рецензия на «Район №9»

  1. kzer-za9 Январь, 2010, 11:34

    Район № 9 — тупой и скучный фильм.

    Не знаю, что вы все в нём находите.

  2. тынс9 Январь, 2010, 13:57

    да

  3. ShibaOn9 Январь, 2010, 19:29

    По поводу “Хочу быть На’Ви, они лучше людей” есть отличный демотиватор: http://demotivators.ru/posters/548424/avatar.htm

    «Они не захотели биотуалеты, машины и интернет. У них вместо этого есть косички, которыми можно связываться с соответсвующими волокнами на маленьком святым деревцем или с различными видами животных. Я бы не хотел жить с косичкой и луком, но без интернета, компьютера, машины, работы и просмотра кино. Даже если кино – бездуховный “Аватар”.»

    Поддерживаю! От пиздостраданий «какие они хорошие» и «какие мы плохие» меня блевать тянет. Пусть те, кто сказал, что хочет быть На’Ви для начала уйдёт из тёплой квартиры в пещеру жить и жопу лопухом подтирают — после этого получат моральное право хотеть стать На’Ви.

    Синие уродцы меня до сих пор отталкивают от просмотра. Не хочу несколько часов пялиться на синие рожи.

    По поводу Района согласен больше со Степаном. Я не спорю, что главного героя отлично сыграли. Прекрасная актёрская работа, действительно. Но кроме этого там ничего нет. Графика посредственная. Сюжет незамысловатый. К середине фильма стабильно хочется спать.

  4. Сергей9 Январь, 2010, 21:12

    Район №9 на порядок лучше Аватара.Почему,хорошо написано в рецензии.В Аватаре одни только спецэффекты,да прекрасные,лучшие,что я видел в кино,но более ничего.Моё мнение:Аватар-кино компьютерное,только для кинотеатров и на один просмотр(как к примеру «2012»);Район №9-кино человеческое(и человечное),его можно смотреть,как в кинотеатре,так и одному дома и не один раз(лично я посмотрел Район №9 три раза,по моему это лучший фантастический фильм со времён Чужих).

  5. Foster9 Январь, 2010, 21:31

    ShibaOn, мегазачотная ссылка на демотиватор про «Аватар». Ржал! :)

    «Прекрасная актёрская работа, действительно» — уже хотя бы поэтому стоит смотреть фильм. Сюжет незамысловатый? Так много моих друзей и знакомых любит произносить эту фразу, что я чувствую себя просто тупицей логики :) По-моему, отличный сюжет по замысловатости. Этой самой замысловатости там ровно столько, чтобы не превратиться в «Капитан Алатристо» ;)

    Сергей, вот, про самый главный момент в рецензии забыл упомянуть. «Аватар» не хочется пересматривать вообще. «Район №9» прямо сегодня собираюсь. Чтобы быть справедливым, надо упомянуть, конечно, что сразу после просмотра «Район №9» появилось желание посмотреть ещё раз. И, вообще, за последние лет 10 я сознательно пересмотрел не больше десятка фильмов. Из последних — «300 спартанцев», «Убить Билла». Очень хочу «V значит Вендетта» в отличном качестве. Теперь к этому списку добавился ещё и «Район №9».

    По поводу «Чужих». Если говорить о «Чужих», то лучше привести в пример «Пандорум» http://i-foster.com/2009/11/18/pandorum/ . Вот это реально достойный продолжатель жанра :)

  6. ShibaOn9 Январь, 2010, 21:51

    В Алатристо прекрасная актёрская работа плюс прекрасный сюжет. Чем этот фильм плох? Спрашиваю у тебя как у кинокритика.

  7. Foster9 Январь, 2010, 21:55

    Валера, даже твой аватар выдаёт всю наёбщность этого вопроса ;)

  8. тынс9 Январь, 2010, 22:05

    :)))
    своими демотиваторами поганите итак поганый фильм.
    кста,там она или он с красными губами?))

  9. Foster9 Январь, 2010, 22:15

    По шапке, шарфику и воротнику видно, что это самка На’Ви.

  10. Сергей10 Январь, 2010, 1:59

    Кстати когда посмотрел в кинотеатре примерно 2/3 Аватара,поймал себя на мысли,что смотрю не фильм,а офигенную компьютерную игру и ещё подумал:интересно,а игра по фильму выйдет?Оказывается да,то ли уже вышла или скоро выйдет.Если она была сделана так же качественно,как и фильм,обязательно в неё поиграю,только бы комп потянул ))) Пандорум фильм хороший,интересный,местами жуткий,но в отличие от Района №9 я всё-таки от него не в восторге.Михаил,хочу спросить вашего совета:фильм Луна 2112 стоит посмотреть(если конечно смотрели)?

  11. Foster10 Январь, 2010, 2:03

    Обычно игры по популярным фильмам выходят в день премьеры кино. «Аватар» тоже вышел, но довольно средненький, как игра. Впрочем, ожидания от игр у всех разные, конечно ;)

  12. Foster10 Январь, 2010, 2:04

    А «Луну» пока не видел, но в список для просмотра и рецензии внесена.

  13. Шейх Мохаммед10 Январь, 2010, 2:46

    Я лично являюсь большим поклонником творчества Джеймса Камерона, но защищать Аватар не потороплюсь. А проведу одно сравнение: в стародавние времена был такой детский мультик — «Долина папоротников». Я уже не помню только в чем сюжет точно, но там тоже фигурировали лесные жители, волшебное дерево и злобные люди, которые пытались в угоду себе всю эту идиллию уничтожить… Всё это я к тому, что сюжет далеко не новый, а, напротив, до предела банальный. По поводу компьютерной графики мнение твоё, Миша, не разделяю. Считаю вполне возможным будущее киноиндустрии без огромных затрат на *****-звездочные треллеры с джакузи и миллионные гонорары для кучи актеров. Компьютерные актеры — будущее, которого не избежать… Шварцнеггер и Джеки чан, например, очень неплохие актеры, но они стареют и однажды их не станет, а компьютерная графика поможет их персонажам жить вечно (для примера, вспомни фильм Sim0na с Аль Пачино).
    Вернемся к Аватару. Плюс у фильма есть очень большой, я смотрел его в Дубае в кинотеатре iMax 3d Digital. Это было незабываемо! Почти непрекращающийся экшн не дает тебе не на секунду расслабиться, а чудо-создания чужого мира, вылетая из экрана, пархают прямо перед тобой — так и хочется коснуться рукой. Я не знаю какое было бы впечатление от фильма, посмотри я его в обычном кинозале… Думаю не такое яркое. Район №9 бесспорно best sci fiction movie of 2009.

  14. тынс10 Январь, 2010, 11:37

    подумала,что должна вдруг завидовать моххамеду,он в дубае и в 3д,а чет не получаеца

  15. ShibaOn10 Январь, 2010, 11:45

    Я знаю почему я не завидую — там нельзя с пивом в кинотеатр. Вся суть кинотеатра рушится об глупые эмиратские законы.

  16. Foster10 Январь, 2010, 19:46

    Шейх, эту тему, с компьютерными актёрами, освещу в отдельной заметке.

    ShibaOn, а я отказался от пива в кино. Сидишь потом в конце фильма, терпишь. Кайф от просмотра пропадает. Позволяю себе бутылку только на фильмах продолжительностью не больше 90 минут.

  17. ShibaOn10 Январь, 2010, 19:48

    Так ты тренируй мочевой пузырь. Я могу выпить полтора литра пива и отсидеть 90 минут спокойно. Трёхчасовые фильмы бывают редко и на них 5 минут на туалет потратить не страшно.

  18. Foster10 Январь, 2010, 19:53

    Это у тебя почки медленно работают ;)

  19. Foster10 Январь, 2010, 23:25

    Сергей, читайте про «Луну 2112» http://i-foster.com/2010/01/10/luna-2112-otlichnoe-subbotnee-kino/

  20. Сергей11 Январь, 2010, 1:53

    Насчёт пива в кинотеатре.Помню свой первый поход в кинотеатр со звуком dolby-surround в январе 2001г. на фильм «Шестой день».Поскольку до этого последний раз в кино я ходил в 90-м году и пива тогда не пил,то в этот раз легкомысленно выпил 2 бутылочки пива в первые 30 минут фильма и поэтому последние 15 минут фильма мне были совершенно неинтересны и не только потому,что всё было уже ясно ))) Так что сейчас я начинаю пить пиво где-то в середине фильма,потому как не перевариваю шараханье по тёмному кинозалу.

  21. Foster11 Январь, 2010, 2:26

    Да, если я покупаю пиво, то стараюсь тоже пить не сразу.

  22. Шейх Мохаммед11 Январь, 2010, 3:16

    арррр!!! беляйя шьваль!!! лижь би пива свае пить… аллахъ вас все будет наказать!

  23. ShibaOn11 Январь, 2010, 9:28

    еди яби сваих задроченних женщин, мусульманин!

  24. Valera11 Январь, 2010, 12:52

    От фильма, судя по рекламе. я ожидал конечно гораздо больше. Согласен с тем, что это не фильм, а скорее всего мульт с хорошей графикой. Игры актеров я вообще тут не заметил так как особых переживаний и возможности для актеров проявить себя я не видел. Сюжет прост как две копейки и очень затертый: злые люди из-за ресурсов угнетают племя на территории которого как не странно самые большие запасы. Короче я разочарован. Режиссёр молодец срубил кучу бобла на мультике для детей. Фильм на один раз. А что касается района №9 это вообще полное гомно с дебильным, нет я бы сказал с самым дебильным сюжетом и блеватной игрой актеров.

  25. Foster11 Январь, 2010, 13:41

    Valera, а какие фильмы тебе нравятся?

  26. Valera11 Январь, 2010, 17:19

    Вообще смотрю разные, из фантастики конечно же терминатор 2, звездные войны (на правда можно было бы все сократить в пару частей), нравиться эквилибриум и много чего еще.

  27. Киновед10 Апрель, 2010, 6:46

    Район № 9 — лучший фильм всех времен и народов, отцы

    Аватара и близко не стояла (ну кроме нарисованного мира)

  28. Дневник Фостера — жЫвой легенды хакаснета » Архив блога » Команда А16 Июль, 2010, 15:13

    […] что он играл главную роль в «Районе №9» и тогда дико мне понравился. На все 5+ он справился и с ролью полупсиха-пилота. Чудо, […]

  29. Дневник Фостера — жЫвой легенды хакаснета » Архив блога » Район №10 выпилили31 Май, 2012, 22:17

    […] […]

  30. Дневник Фостера — жЫвой легенды хакаснета » Архив блога » Гравитация: развесистая сферическая клюква в вакууме23 Декабрь, 2013, 23:49

    […] Вперёд, чё уж. Снимайте и дальше свои красивые «аватары» и «гравитации». А мы будем ждать творения от […]

  31. Дневник Фостера — жЫвой легенды хакаснета » Архив блога » Die Antwoord снялись в фильме Нила Бломкампа «Робот по имени Чаппи» (Chappie)22 Февраль, 2015, 11:16

    […] напомню, что это тот самый крутой чувак, который снял прекрасный «Район №9″ и менее прекрасный […]

  32. Дневник Фостера — жЫвой легенды хакаснета » Архив блога » Фильм «Кловерфилд, 10»: Камуфлированное нечто (8 из 10)9 Апрель, 2016, 10:22

    […] Сразу вспоминается Нил Бломкамп с его «Районом №9» семилетней давности. Актёрское трио не подкачало, […]




Вот так выглядит один из моих недоброжелателей. Остальные недруги не внешне, но ментально на его физиономию похожи.
Foster