К истокам

Архив рубрики «Литература»


Steamизация

Логотип SteamИздатели компьютерных игр, кинопроизводители и музыкальные компании давно борются с пиратством. Пользователи торрентов, различных файлообменников и пираты, выпускающие на дешёвых болванках игры, фильмы и музыку, отнимают немалую долю доходов у киностудий. Думаю, потери фильмопроизводителей в России могут достигать 50-60%. И здесь есть ряд интересных моментов, связанных с целесообразностью использования пиратской продукции. Касаются они как фильмов и музыки, так и игр, но чтобы их осветить, надо подробнее остановиться на первых двух видах развлечений.

В кино для конечного российского обычного зрителя критичны следующие параметры — качество фильма и его перевод. Скачанный из торрент-сетей кинопродукт отличается от купленного лицензионного диска только тем, что во втором случае клиент может преисполниться гордостью, что даёт производителю фильма часть своих кровных, не нарушает закон, а также нередко получает дополнительные материалы к фильму. То есть непосредственно качество главного продукта — фильма — неизменно, что в торрент-сетях, что на лицензионном диске. С музыкой всё ещё проще, как вы понимаете.

Ситуация с играми, я бы сказал, кардинально отличается от той, что сложилась на рынке кинооборота. Производители компьютерных игр, по-моему, сговорились и намеренно сократили расходы на тестеров. Шутка, конечно, но ситуация действительно неприятная — на рынок нередко вываливается сырой продукт, который лечится выходящими вскоре после выхода игры многочисленными патчами. Чем отличается покупатель лицензионного диска (или электронной версии игры) от торрентщика-пирата?

Во-первых, он избавлен от танцев с бубнами при попытке установить игру. Те, кто пользуются нелицензионными играми, знают, что надо ставить всякие заплатки, «таблетки», искать ключи. Короче, извращаться. Чтобы потом по неосторожности скачать свежевышедший патч и узнать, что в пиратской версии он работать не будет. Либо будет, но после проделывания новых танцев с бубнами. Я не знаю, как при этом можно получать удовольствие от игры, поэтому всегда покупаю легальные диски — стоят ли они 300 рублей или 1 с лишним тысячу. Игры дарят удовольствие порой на месяцы, за это не жалко столько отдать, учитывая, что один поход в питейное заведение обходится минимум в полтыщи.

Во-вторых, вы получаете доступ к официальным серверам для игры по сети. А официальные серверы с игроками со всего мира — это не то локальное говно с ущербными задротами, днями сидящими за играми и наращивающими непонятно для чего свой опыт. То есть я прекрасно понимаю, когда это занятие для людей становится киберспортом, когда они участвуют в соревнованиях и борются за призы. Не понимаю лишь, когда это превращается в аццкий фетиш с унижениями юных игроков. Если взять за основу реальную жизнь, то можно привести в пример футбол — когда собираются вот так разномастно из совершенно разных компаний и рубятся между собой незнакомые люди с разным уровнем мастерства. Чтобы дрочить кого-то словами и фразами — «пидорас», «мудило ебанае смотри куда стреляешш!!!!!!» (реально слышал даже на официальных сибирских серверах) — кого-то в такой ситуации, когда игра идёт на интерес, надо быть полным уебаном. Но таковых в игровых сообществах хватает. При этом больше вероятность встретить их, разумеется, среди неготовых платить за легальные игры.

В-третьих, и это самое главное. В определённый момент создатели игр подошли к осознанию того, что существующие меры защиты, работающие на компьютере пользователя с проверкой диска, не отвечают требованиям: их тоже можно взломать; пользователи лицензионного ПО жалуются на то, что перед каждым запуском игры приходится проходить процедуру проверки диска; плюс стоны покупателей, которые недоумевают — за каким-таким макаром игра, которая установилась на жёсткий диск и весит 5-15 Гб, требует ещё и постоянного обращения к DVD.

В итоге машина игростроения начала крутиться-вертеться в поисках ответа. Гигантская доля интернет-пользователей (в России, например, количество пользователей, хотя бы раз в месяц пользующихся интернетом, приблизилась к отметке в 50%, а в Европе и США этот показатель перевалил за 60%) натолкнула на очевидное решение — необходимо делать активацию с запросом по интернету ключа, размещенного в коробке с игрой и привязкой к конкретному компьютеру. Сначала это были редкие, куцые и убогие системы — активировав игру, от пользователя зачем-то всё равно требовали вставить диск. Кроме того, сервисы активации были разрознены — компании изобретали велосипед и у каждого была своя активационная система. То есть игровые компании облегчили жизнь себе за счёт пользователей. Но нарастающий гнев игроков, которые требовали убрать этот ущербный барьер, сделал своё дело.

Наконец, игровая индустрия перешла к замечательной новации — системе Steam, разработанной компанией Valve. Я не буду описывать, как она развивалась и как победила своих конкурентов. Достаточно отметить, что в конце 2008-2009 года, сама версия Steam стала именно такой, какой нужно. Итак, в чём её суть? Steam — это не столько система по борьбе с пиратством, ограничитель, сколько программа для онлайн-продаж электронных версий игр. Таким образом, разработчики игр перестают нуждаться в издателе, который будет штамповать красивые коробки с DVD. Теперь они могут достучаться до пользователя через систему-посредника — Steam.

В системе также заводятся сведения обо всех установленных у вас играх, которые связаны со Steam. То есть даже если вы купили игру в магазине, то вам может потребоваться активация именно через Steam, если издатель игры подписал договор со «Стим». Активировав игру в этой системе, вы получаете доступ к бесплатным патчам, бесплатным или платным дополнениям к играм, играть на официальных серверах и много чего ещё. Что примечательно — вам не нужно отслеживать, когда вышло обновление игры — «Стим» сам проверяет и закачивает его для вас. Всё это недоступно пиратам (или доступно особенно продвинутым;)).

Игровая индустрия нащупала именно тот путь борьбы с нелегальным распространением своей продукции, который является самым очевидным. Она дала те преимущества, в которых реально нуждается юзер. Разработчики Steam объявляли, что скоро начнут продажи музыки и фильмов через систему, но пока это не случилось. Впрочем, это станет реальностью, никаких сомнений нет. И возникает вопрос — а что, собственно говоря, может предложить кино- и музыкальная индустрия людям, чтобы уговорить их соблюдать закон?

Сдаётся мне, что процесс подготовки кинопродукта сильно изменится. Будут тщательно готовить не только сам проект — фильм, но и список дополнительных материалов к нему, которые и будут доступны легальным пользователям цифровых сетей распространения. С актёрами и режиссёрами в обязательном порядке будут оговариваться условия передачи приветов Steam-сообществу, интервью, дополнительные фишки. Каждому покупателю фильма будет высылаться какой-нибудь тематический сувенир. И очень-очень-очень много чего ещё предстоит придумывать господам. Думаю, что создатели «Аватара» были бы не прочь получить не 2 млрд баксов от сборов, а, скажем, 4, за счёт продуманной кампании в Steam. Короче, им, этим киномонстрам, предстоит провести небольшую революцию, которая прошла в игровой индустрии. Аналогичные процессы будут наблюдаться и в музыке.

Цифровые легальные сети распространения с кучей дополнительных сюрпризов, с приятной средой общения — вот что спасёт производителей интеллектуального продукта от пиратства. Думаю, что не за горами и частичный переход книг в Steam. Раскрученные авторы смогут продавать главы ещё не вышедших книг, а нераскрученные — за копейки — находить своих читателей, чтобы завоевать аудиторию.

Steam’изация выгодна всем.

10 Январь, 2010 | 16 комментариев »

Vabakane.ru — сайт любимого магазина по продаже дисков

Как вы знаете, я игроман. Диски покупаю только лицензионные, нередко — DVD-боксы за 1000 рублей. За всё время я скопил дисков на сумму более чем 60 тысяч рублей. Последние лет этак 10 я покупал их в магазине «Навигатор» (Абакан, ул. Щетинкина, 24, вход с торца). Приятная, в чём-то домашняя атмосфера, классическая такая лавка. Покупать диски в «Навигаторе» мне нравилось.

Но не так давно, полтора года назад, встала проблема — куда тратить скапливающиеся webmoney. В результате я стал покупать игровые диски на «Озоне», рассчитываясь виртуальными деньгами. Отпала необходимость тратить реальные рубли на диски, им находилось более приятное применение. У «Озона» только одна проблема — скорость доставки. Диски идут из Твери «Почтой России» от 10 дней, чаще всего — 2 недели. Можно, конечно, заказывать курьером, тогда они придут за 2-3 дня. Но и к стоимости заказа двух дисков в сумме, скажем, 1400 рублей добавятся и курьерские этак 800 рублей. Не очень приятная надбавка. Да и «Почта России» берёт не так уж и мало — около 500 рублей за посылку, включающую три диска.

И вот неожиданно появилась интернет-версия магазина «Навигатор» — www.vabakane.ru. Домен www.vabakane.ru постоянным посетителям торговой точки известен давно, листовка о домене висела прямо в магазине, но годами никакого внятного ресурса, кроме прайс-листа, если не ошибаюсь, не было. Теперь по этому адресу открылся полноценный интернет-магазин, что самое приятное — на сайте принимается оплата в webmoney! Немаловажный аспект — цены. Сравнение показало — стоимость дисков зачастую ниже, чем на «Озоне», и при этом отсутствует дополнительная оплата за доставку! В результате получается экономия примерно в 30%. Не говоря уже о том, что быстрее в разы — диски приходят, насколько я знаю, из Новосибирска.

И ещё приятный момент — забирать надо не на «Почте», отстаивая очередь, а прямо в магазине. Впрочем, администрация указывает на сайте, что в будущем возможна доставка и по почте. Но для абаканцев не вижу никакого смысла в этом варианте. Магазин расположен в центре, забрать вообще не проблема. В общем, на моём примере видно, как владелец магазина правильно расширил сферу деятельности. Вы бы знали, как я рад этому.

Главная страница vabakane.ru:

Главная страница www.vabakane.ru - магазин Навигатор

На вопросы о сайте интернет-магазина, да и, вообще, о продажах игр, ответил владелец «Навигатора» Виталий Чебодаев.

— Приятно, что мой любимый магазин по продаже дисков наконец-то обзавёлся собственным сайтом. Но в Хакасии уже были попытки создания интернет-магазинов — все безуспешные. На что вы рассчитываете, открывая интернет-магазин?
— Планы обзавестись сайтом были давно. Доменное имя было зарегистрировано в 2001 года. И с тех пор сайт был только в планах. В основном из-за того, что я прекрасно понимаю, что интернет-магазин в чистом виде у нас не может приносить прибыли. Сказывается менталитет и невысокая интеграция интернет-технологий в жизнь населения нашей республики. А то, что сейчас интернет становится доступнее, количество пользователей растет, а интернет проекты закрываются ― даже у меня вызывает удивление. Свой интернет-магазин я открыл как дополнение к реальному. В то время, как «птичий» грипп сменяет «свиной», а затем морозы за 20 градусов, хочется сделать покупателям доступ к дискам и книгам более комфортным. Чтобы не было необходимости идти в магазин, спрашивать — есть ли интересующая игра или книга, сколько стоит, а затем приходить еще раз, если в этот день этого нет. Гораздо приятнее ознакомиться с ассортиментом в удобной обстановке за компьютером. Заказать то, что необходимо, и прийти уже конкретно за своим заказом. При ассортименте у поставщиков порядка 5000 наименований только по дискам, мы, по объективным причинам, не можем иметь в наличии больше 1000-1500 наименований. Чтобы покупатели могли заказать что-то из всего ассортимента, также необходим такой сайт.

— Я хожу в «Навигатор» за дисками уже около 10 лет. Несмотря ни на что, магазин существует и нормально функционирует. Вам удалось и кризис пройти. В чём секрет? И сильно ли сказался кризис на продажах?
— Мне удалось найти занятие по душе. И существует магазин только благодаря тому, что мне нравится этим заниматься. Есть люди, которые ходили в магазин еще школьниками, потом студентами, сейчас уже и работают. Многим нравится, что я могу объяснить, почему у них что-то не работает. Поменять, если не подошло по каким-то причинам. Диалога не получается с совсем уж «отмороженными» покупателями, которые приносят диск и говорят ― заберите свой бракованный диск, он у меня не работает. Пытаешься узнать какие у них драйвера, DirectX, а они ― какие ещё драйвера, у нас компьютер за 40 тысяч, а Ваш диск ― бракованный. Я не так остро стал на это реагировать после того, как увидел, как в одном магазине покупатель хотел вернуть струйный принтер и чуть ли не с матами выяснял, почему он перестал печатать. Доводы, что краску надо добавлять или менять картридж, на него не действовали. Видимо, он искренне считал, что принтер будет печатать вечно, а тут его хотят развести. Если бы магазин был только для извлечения прибыли, то давно бы бросил этот вид деятельности. Тем более сейчас. Кризис сказался и на интересах покупателей. Если раньше много брали обучающих программ, энциклопедий, то сейчас спрос сводится к ограниченному числу стрелялок, стратегий и ролевых игр.

— «Вкусовые» предпочтения покупателей как-то меняются, по вашим наблюдениям? Игры каких жанров предпочитают? Изменился ли портрет среднестатистического покупателя?
— С тех пор, как я начал заниматься компьютерными играми, произошло много заметных изменений. Если лет 10 назад люди предпочитали пиратские диски, да еще и в сборнике (честно говоря, лицензионных и не было тогда), почти обязательным требованием был обмен за небольшую сумму, то со временем покупатели стали предпочитать новые диски, а с появлением доступных лицензионных, стали больше брать лицензионных. Сейчас, когда последние несколько лет мы перешли на лицензионные диски, и покупатели готовы брать лицензионные игры за 200-300 рублей, не может не огорчать стремление издателей назначать на новые игры розничную цену 500-700 рублей.

— В «Навигаторе» можно купить не только диски, но и специализированную компьютерную литературу. Какая доля продаж у неё в сравнении с играми?
— Ассортиментом компьютерной литературы мы можем гордиться. Такой подборки нет даже в крупных книжных магазинах. До кризиса литературу брали наравне с играми, люди всегда стремятся узнать что то новое и вникнуть в интересующий предмет глубже. Сейчас спрос несколько сократился. Причины вполне понятные ― цены на все растут, а доходы за ними не успевают. Однако, если человек задался целью что-то изучить, то хорошая книга ― незаменимое подспорье. Имея возможность сравнивать книги и то, что доступно в интернете, могу сказать: расхожее мнение, что в интернете можно найти всё, и печатные издания больше не нужны ― мягко говоря, ошибочно.

— В разделах сайта игры, программы, даже развивающие игры для детей и подарки, а вот компьютерная литература что-то не отображается.
— С размещением книг возникла техническая сложность. С книгами мы работаем по прайсу, в котором у названий нет уникального кода. Что делает невозможным поддерживать базу данных наименований книг на сайте. К сожалению, книжные издательства очень инерционны. Некоторые до сих пор считают необязательным размещать на книге штрихкод. А уж одинаковый код у разных книг или 2 кода у одной — вообще в порядке вещей. Я работаю над решением проблемы, а пока информация по книгам доступна по старому адресу http://books.vabakane.ru.

25 Декабрь, 2009 | 7 комментариев »

В 2008 году я начал писать книгу «Плотина»

Друзья, я очень долго думал, писать ли об этом, делать ли известным общественности свой проект. В итоге решил раскрыть карты. 14 января 2008 года в 23:01 я набрал первый символ будущей книги под названием «Плотина». Это апокалиптическая история о заместителе мэра Абакана Владимире Малинове, который старается выжить после катастрофы и разгадать тайну произошедшего.

Одно из центровых событий моего произведения — катастрофа на СШ ГЭС. Собственно, нетрудно догадаться из названия. Согласно сюжету, события развивались летом 2009 года. То есть я за полтора года предсказал катастрофу. Более того, параллельно с книгой я вёл дневник «пейсателя». И перед началом работ я написал в нём такое сообщение:

«9 января 2008 года, мне 23 года 1 месяц и 13 дней (уточнить) ночью мне появляется знамение — к концу этого года я обязательно должен написать книгу. Это было одно из тех видений, откровений, сигналов (называйте это как хотите — а я называю это сообщением Вселенской Энергии), которое я никак не мог игнорировать. Так вот, сообщение. Я должен обязательно написать книгу».

Вы понимаете, да? Мне было ниспослано очередное знамение. Меньше всего я хотел спекулировать на уже случившейся трагедии, но теперь совершенно очевидно — я должен был написать книгу, выпустить её, и тогда бы катастрофы удалось избежать. Именно через неё, а не через агрегаты машинного отделения выплеснулся бы весь негатив и страхи, что существовали у людей перед плотиной.

Но, к сожалению, не срослось, начал резво, буквально за две недели написал примерно одну шестую часть «Плотины». Особенно продуктивно работалось, когда меня сразил ОРВИ, и я отсиживался дома. В итоге написано 67947 символов, 19 страниц А4 12-м шрифтом сплошного текста. После прочтения нижеследующего отрывка, выскажитесь — хотели бы вы познакомиться с другими отрывками из моего произведения? Возможно, стоит так и выкладывать, только по порядку, готовыми текстами с самого начала? И, вообще, насколько корректным вам кажется обращение к этой теме сейчас?

Выкладываю отрывок:

— Ну что ж, господа, вынужден начать внеочередное совещание. Боюсь, известия у меня не очень хорошие, вернее даже сказать, совсем неприятные — с этих слов Владимир начал встречу. Дмитрий перестал кадрить Викторию, которая в ответ на его пошлые шуточки отвечала вежливыми улыбками и подкалывала Нехаева в ответ. Дарья Николаевна начала лупить глазами на Владимира сквозь оправу дешёвых и старых очков, одна лишь Ольга Петровна оставалась невозмутимой.

Под раскрытые рты, не давая возможности себя перебить, Владимир коротко рассказал суть того, что было написано в брошюре, и раздал всем расписки. Пока экономисты выводили слегка дрожащими руками именные закорючки, начальник отдела сверлил взглядом на подчинённых.

Владимир представил, как Дарья Николаевна сегодня вечером будет на семейном совете делиться совершенно секретными сведениями со своими дочерями, как бы невольно рассказывать соседкам за чаем о грядущей катастрофе и продумывать план срочного переезда.

Вика, Викуся, растеряет свой профессионализм и под текилу в клубе проговорится подружкам об адской плотине, вкладывая свои пять копеек в копилку неуверенности и страха абаканцев перед огромной волной.

Дмитрий помолчит несколько дней, а затем всё поведает жене, отмахнувшись: «Всё ерунда! Это же во времена СССР строили, на века, врут журналюги!». Супруга, привыкшая к вечерним сказкам, не поверит Нехаеву и заподозрит, что он готовит почву для новых объяснений своего вечернего отсутствия: «Вызвали на совещание, связанное с плотиной, дорогая!», «Любимая, у нас учения по выживанию во время наводнений, когда освобожусь — не знаю».

Пожалуй, только Ольга Петровна, растящая сына в одиночку, ничего не расскажет своему ребёнку, чтобы не мотать ему лишний раз нервы. А трепаться попусту с подругами она не любила.
Собрав у ошарашенных сотрудников подписанные бумаги, Владимир напомнил о том, что их беседа представляет собой тайну, которую раскрывать крайне нежелательно. Убедившись, что до каждого из сотрудников это, по крайней мере, по внешним признакам, дошло, начальник отдела вышел из кабинета. Владимир понимал, что работа отдела до конца рабочего дня парализована, но и у самого него было нетрудоспособное состояние. Наверняка это понимал и мэр — не случайна же его просьба о прогулке. Захотел пройтись, успокоить заместителя и развеяться сам. Возможно, вот так запросто выйти «в народ» уже больше и не удастся.

Владимир с нетерпением ждал 5 часов вечера — он надеялся, что босс сообщит ему нечто потаённое, передаст сакральные знания, станет магистром для него, верного падавана.

24 Ноябрь, 2009 | 30 комментариев »

Сайт Минаева

Сергей Минаев своим романом «Духless» вернул мне интерес к литературе. В детстве я очень много читал. Потом, лет с 14, у меня был довольно продолжительный период, когда всякая литература вызывала отвращение. Всё казалось напускным и неинтересным. Пока, повторюсь, не прочёл «Духless». Ну, а Media Sapiens меня покорила, потому что всё это мне вроде как знакомо и близко по роду профессии.

Кстати, если кто-то хочет сделать мне хороший подарок — подарите «The Тёлки», а лучше — «Р.А.Б» всё того же Минаева. С эмоциями, которые у меня вызовет презент, не прогадаете точно. По опыту дарения подарков мне — люди точно позабыли, что лучший подарок — это книга. А ведь у меня и на соответствующей странице написано.

Так вот, оказывается, у Сергея Минаева есть атмосферный флэш-сайт — www.amigo095.ru. Обязательно зайдите (осторожно, трафик). Атмосферность-атмосферностью, но, поглядев на все фишки сайта, хочется чего-то более лёгкого, а его нет, как я понимаю. И вот это плохо.

Сайт Сергея Минаева - www.amigo095.ru

Делаете флэш-версию, пускай она даже самая крутая — делайте и облегчённую.

P.S. Красивые женские наручные часы способны покорить любую строптивую «чёлочку» (с) Артур Пирожков.
А недорогие вечерние платья, но элегантно сидящие на фигуре — так вообще.
A good copy watch can provide a good mood.

3 Июль, 2009 | 1 комментарий »

Творческие проблемы

Один из моих многочисленных ЖЖ-друзей под замком написал следующую заметку:

Размышляю.
Чтобы добиться чего-нибудь на литературном или сценарном поприще надо, чтобы дома были комфортные условия для творчества. То есть, чтобы относились к твоему творчеству именно как к работе. Не дергали по пустякам и не отвлекали всякими мелочами и домашними делами, когда ты пытаешься писАть.
Для того, чтобы родные воспринимали это как работу, и не мешали — она должна приносить деньги.
Добиться, чтобы творчество приносило деньги можно только когда тебе не мешают.
Замкнутый круг.

Передо мной последние лет этак пять стоит эта же проблема — эффективность потраченного дома времени непосредственно на работу. Вот казалось бы, сидишь у себя в квартире, есть все бытовые условия — захотел, по-быстрому поел, захотел — в туалет сходил. Нет многочисленных отвлекающих коллег, посетителей-клиентов и прочих. Сиди себе и фигачь, казалось бы. Но это хорошо, когда ты один. А когда у тебя семья — это постоянное сбивание с мысли, работающий неподалёку телевизор, там помочь, здесь отвлечься — короче, путём многолетних экспериментов стало окончательно ясно, что дома работать при наличии второй половины и семьи практически невозможно. Поэтому многие, в том числе и я, работают по ночам.

Но есть один простой выход в повышении эффективности домашнего творчества — надо, чтобы у вас был большой замок с отдельной комнатой в каком-нибудь подвале или, напротив, в высокой-высокой башне. Но для того, чтобы замок был, надо, чтобы его кто-то на какие-то деньги построил. Поэтому когда будет выполнен один из пунктов моего стратегического плана жизни — строительство замка — я строго-настрого запрещу потомкам его продавать. Чтобы, если в роду появятся люди с творческой жилкой, они имели возможность спокойно креативить.

А пока я ещё раз убедился в том, что три часа рабочего времени в офисе равняются десяти часам рабочего времени дома.

Собственный замок — решение проблем для творческих натур.

P.S. Возможно, вам когда-нибудь пригодится высокоскоростное алмазное бурение.

24 Февраль, 2009 | 4 комментария »

Сергей Минаев — телеведущий

Мне очень понравились книги «Духless» и Media Sapiens Сергея Минаева. За эстетическое наслаждение от прочтения его книг мне не жалко было не только денег, за них уплаченных, но и вот такой, как нижеследующая, информации.

В понедельник Сергей Минаев стартует как телеведущий на канале НТВ с программой «Честный понедельник». Её будут показывать в 21:40 по местному времени.

Каждый выпуск новой дискуссионной программы «Честный понедельник» будет посвящен одной из самых острых тем завершившейся или наступающей недели. Главными героями станут не переходящие с канала на канал «говорящие головы», а настоящие люди со своими насущными проблемами — рядовые россияне, попавшие в сложную жизненную ситуацию. В поисках выхода из, казалось бы, безвыходного положения им будет помогать ведущий шоу Сергей Минаев — известный писатель и публицист, автор романов-бестселлеров «Духless» и «Media Sapiens». Он будет отстаивать интересы не только главных героев, но и всех, кто оказался в похожей ситуации.

Как выжить незаконно уволенной матери-одиночке, как добиться справедливости отцу погибшего из-за врачебной ошибки ребенка, что делать рабочему из ближнего зарубежья, которого обманули и выкинули на улицу… Искать ответы на главные вопросы — «кто виноват?» и «что делать?» — будут люди, имеющие непосредственное отношение к поднятой теме: депутаты, федеральные чиновники, крупные бизнесмены. Правда, только те из них, кто приходит не ради очередной порции паблисити, а действительно способен словом или делом помочь найти выход.

P.S. Самая смешная морская свинка — это плаксик.

23 Январь, 2009 | 4 комментария »

Гастарбайтер

В последнее время я, мягко говоря, нечасто читаю книги. На днях вот за три часа прочитал «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова:

Роман московского писателя и публициста Эдуарда Багирова целиком основан на реальных событиях. Он не просто во многом автобиографичен, это еще и биография миллионов людей, после развала СССР потерявших все — дом, родных, и саму родину. Обстоятельства вынудили главного героя приехать в Москву, где ему выпало в полной мере пережить и головокружительные взлеты, и глубокие падения. Все то, чем встречает приезжих гордая, независимая и негостеприимная столица.

Гастарбайтер Эдуарда БагироваВообще, удивительно прекрасную вещь основал Константин Рыков, владелец деловой газеты Vzglyad.ru, издания Dni.ru, компании Newmedia Stars, ныне депутат Госдумы, — он создал отличнейший инструмент по раскрутке новых авторов, по созданию их брендов с нуля. Минаев, Багиров, Глуховский, на очереди ещё товарищи. Их интересно читать, потому что за каждым из этих авторов — своя интересная, понятная современным молодым людям история раскрутки, свой ЖЖ. Ты узнаёшь их как личностей, а после читаешь книгу. Я понимаю, что многим критикам не близко «отсутствие литературной ценности» в произведениях перечисленных авторов, но это всё вкусовщина, там могут быть ошибки сюжетные, могут быть ошибки в построении образов и прочем, может быть просторечный стиль, много чего ещё может быть. Но разве именно безупречным соблюдением каких-то правил характеризуется хороший творческий продукт? Разве, слушая рассказчика, мы следим за тем, чтобы этот человек не нарушил какой-нибудь 194.2 пункт этикета шоумэна? Задача всегда одна — вызвать интерес, попутно есть и другие — поднять какие-то проблемы, раскрутиться как писателю, да и просто рассказать историю. Все слова критиков и вороты носов — от лукавого (но тоже имеют право на жизнь как продукт творчества).

Так вот, перед тем, как прочитать книгу, я очень долго внимал Эдуарду Багирову в его ЖЖ, формировалось какое-то отношение к нему, как к личности. И что-то не сложилось у меня некоего цельного образа. А после прочтения книги возникло ещё больше к нему вопросов. Главным образом потому, что он демонстрирует наплевательское отношение к законам, как человек (а герой его книги — это и есть Багиров). Он идёт на административные нарушения и преступления, не только когда решается вопрос жизни и смерти, но и во всяких мелких бытовых вещах — ну, из серии «проехал на красный свет — заплатил взятку». Получил контракт на работу — откаты-взятки чиновникам и т. п. Он сам нашёл себе проблему, создав ситуацию, при которой пришлось ввязывать себя в пучину этого говна, переехав в Москву. Мне не близки такие люди, которые походя идут на различные правонарушения, заранее зная, что могут от них откупиться.

Чем больше я читаю о Москве, в том числе и подобных «Гастарбайтеру» жизнеописаний, а также многочисленных ЖЖ-дневников, тем больше убеждаюсь, что этот город медленно, но верно превращается в гламуризированную клоаку. Я не могу утверждать, поскольку не живу там, но уровень ненависти, пафоса, поверхголовости просматривается практически в каждом дневнике московского жжиста. И Багирова никто не заставлял принимать правила той игры — он сам выбрал себе такой путь, но при этом имеет наглость от него открещиваться и критиковать других за это.

Другая тема его книги — национальный вопрос. Как бы Багиров не кричал в дневнике «Слава России!» и не признавался в любви нашей стране и не поддерживал курс Путина, книга выдаёт с потрохами. Так вот, путь Багирова в национальном вопросе мне стал ясен. Там для отмазки есть единственный на всю книгу нормальный русский персонаж — Наковальня. Который невнятно появляется в книге, работящий такой, ага, потом невнятно пропадает и появляется затем опять — так, случайно, выручить главного героя — сына азербайджанца и русской. Книга сквозит ненавистью при внешнем довольно не агрессивном описании (кажется, в романе ни одного нецензурного выражения нет). Милиционеры, разумеется, в книге все как один продажны и тупы, ОМОН тупой, москвичи-русские, начиная от милиции, заканчивая возлюбленной и её мамой — мудаки, украинец жадный. Хоть какой-нибудь положительный образ — у главного героя, который, якобы, тянется к прекрасному и пытается жить в столице России.

Мне жаль людей, которые не видят другой России. Вот Абакан, например. Недавно читал в каком-то дневнике московском, что у них там в одном из паспортных столов, которых, как я понимаю, много, пьяная паспортистка с пьяным же милиционером прямо на работе загуляла и хамила посетителям. В другом месте милиционеры в открытую «крышуют» и просят «заносить». В третьем мелкий начальничек какой-нибудь муниципальной структурки тоже мутит. Все эти мелкие клерки почему так делают? Потому что у них начальник их структуры находится, по аналогии с социальными сетями, «за третьим кругом». У этого Большого Босса этих мелких у него — вагон, и каждый из этих мошек чувствует свою недосягаемость. Я не говорю, что в Абакане нет коррупционеров, наверное, они есть. Я о чём — в нашем городе, где 170 тысяч населения априори не может быть не на виду, и поэтому здесь это не носит такой повальный характер. Потому что очень быстро всё становится известно наверху. Как правило, между мелким начальником и главным руководителем его структуры существует прямая связь. Ну кто тут рискнёт испытывать судьбу и своего мэра-начальника или одного из его замов на гнилостность (типа, будет ли меня покрывать, возможно, удастся с начальством договориться о проценте)? Только отморозок. А отморозки есть в любом обществе. С гламуризацией и Абакан становится, кажется, не лучше, я это вижу и чувствую, так как живу здесь с рождения. Здесь становится меньше душевных людей и больше злых, в основным среди людей с пролетарскими душами, которые уже не хозяева жизни и среди молодых, воспитанных на гыгыканиях и разжижающей мозг западной пропаганде. Я уже писал в одной из прошлых заметок, что это коснулось и меня, но я стараюсь исправляться.

Так вот мне видится, что книга «Гастарбайтер», в своём Вселенском, глобальном значении — это ещё одно предупреждение о том, что потерять душу город и страна может очень легко. Восстановить потом это — практически нереально. Надо беречь и охранять свою людскую культуру, не наносить на себя снобизм, отрешённость, граничащую с тупостью и не воспитывать в себе человеконенавистников. Иначе мы воспроизведём поколение, которое будем готовить к тому, что все люди вокруг — скоты, и оно будет ещё хуже, поскольку будет расти уже с уверенностью в этом, и будет готово к неблаговидным поступкам (все так делают, почему бы и мне не делать?) чем было до этого. Надо, по-моему, стремиться к совсем обратным процессам.

Эдуарда Багирова я так пока и не понял. Слишком неоднозначный он человек. А «Гастарбайтер»… Хорошая книга на три часа.

P.S. Когда у вас заболело домашнее животное, думаю, лучше не таскать его в поисках ветклиники, а сделать вызов ветеринара на дом. А он уж, если что, затем скажет — нужно или нет забирать животинку в клинику.

10 Январь, 2009 | 4 комментария »

Озорник, Весельчак и Умник

У Юли есть малышковая книжка со сказкой «Три поросёнка». В ней главные герои отзываются не на «Ниф-Ниф», «Наф-Наф» и «Нуф-Нуф», а на «Озорник», «Весельчак» и «Умник». Таким образом, с детских лет прививается мысль, что беззаботные товарищи с соломенными и деревянными домами и имена непохожие на имена умных людей имеют, имеет место быть явная дифференциация. То есть если ты, скажем, Сергей, то ты умный парень. А если Василий, то быть тебе барагозом.

Волка, что примечательно, именем не снабдили.

5 Январь, 2009 | Комментарии к записи Озорник, Весельчак и Умник отключены

Треножник Ленин

А-а-а-а, треножник Ленин! Так вот откуда черпали вдохновение Герберт Уэллс и Стивен Спилберг, создавая книгу и фильм соответственно. Красные идут, все дела.

25 Август, 2008 | 2 комментария »

Солженицын 2

А, ну как же, как же, поторопился я с «не читал ни одного его произведения». Его творения ведь в школьную программу входили, когда я учился. И, как минимум, «Один день из жизни Ивана Денисыча» школьник Миша Верхотуров читал. Только вот разочарую — мой детский мозг никак не хотел впитывать в себя прочитанное, чтобы это оставалось на всю жизнь. Честно говоря, не знаю, чем может быть полезно это для меня, не литературного критика, но вот так оно и есть. Поэтому я не помню ни сюжета, ни посыла книги.

Так я к чему — быть может, вы мне, знатоки и сокрушающиеся по кончине деда с бородой, расскажите о посылах и морали его главных книг? Что вы, мои высокообразованные и интеллигентно-скорбящие, вынесли из них для себя?

6 Август, 2008 | 7 комментариев »


Моя любимая марка сигарет - "Парламент", любимая марка пива постоянно меняется.
Foster