Внешнее управление – последний шанс Хакасии?
В очередной раз на территории Хакасии складывается парадоксальная ситуация: представители федеральных органов вынуждены заменять региональную власть из-за бездействия последней. Теперь речь идет об охране природы.
Важные дела хронически валятся из рук у нового губернатора Хакасии Валентина Коновалова. Еще в конце прошлого года полпред президента в СФО Сергей Меняйло указал ему на плохую подготовку региона к зиме. Тогда недосмотр можно было свалить на прежнюю власть. Но в феврале 2019 года полпред первым забил тревогу из-за коммунальной аварии в Черногорске. В марте 2019 года Сергей Меняйло раскритиковал правительство республики за катастрофическую ситуацию с долгами за электроэнергию. Тенденция, однако! Тем более, что теперь уже в четвертый раз складывается аналогичная ситуация. На этот раз речь идет о тотальной вырубке кедра в Таштыпском районе Хакасии.
Некоторое время назад жители села Матур подняли тревогу. По их мнению, вместо так называемых санитарных рубок (при которых убирается лишь кустарник и сухостой) подчистую уничтожаются ценные лесные массивы. В первую очередь под топор пошел дорогостоящий кедр (он же сосна сибирская). Кроме уничтожения тайги жителей волновало и загрязнение русел как мелких нерестовых рек, так и реки Таштып. Такая ситуация, как считают местные жители, связана с отсутствием должного контроля за деятельностью лесхоза и халатностью в выдаче справок на рубку леса.
Интересно, что на официальном сайте Минприроды Хакасии нет никакой информации по состоянию дел в Таштыпском районе. Как будто проблемы нет вовсе. При этом сайт нельзя назвать заброшенным: информация обновляется более или менее регулярно. Рассказывают о борьбе с весенними палами травы, о штрафах для тех, кто загрязняет воздух… даже о профилактике гриппа имеются данные. А тотальной рубки кедра и обращений граждан по этому поводу как будто не существует. И распоряжения «сверху» тоже не было?
В итоге проблемой вырубки кедра занялся заместитель министра природных ресурсов и экологии России, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. Как будто ближе ответственных и наделенных властью людей не нашлось. И тут же были предприняты экстренные меры по спасению тайги. Вокруг сел Матур, Анчул, Верх-Таштып введен мораторий на рубку. Решено, что местные жители (в первую очередь – представители коренных малочисленных народов) войдут в число сотрудников лесоохранных ведомств республики. Кроме того, вопросом тотальной вырубки займется специальная комиссия. Можно сказать, ситуация разрешилась благополучно, но так ли это на самом деле? Остаются без ответа другие вопросы: почему в жизненно важных ситуациях приходится включать внешнее управление регионом? Может быть, пора поднять вопрос о компетентности представителей региональной власти? И ввести внешнее управление официально – тогда проблемы будут решаться быстрее?